Существует несколько признаков, позволяющих безошибочно определить сектантский характер практики Тайцзи Цюань.
1.
Неопределенность. Неважно, в чем она проявляется. В любой научно-просветительской деятельности всячески приветствуется здоровый интерес и любопытство. Ведь когда знание, которое вам преподносится, имеет научное обоснование, то разыскать и подтвердить это не составит особого труда. Задумайтесь над научным подкреплением того, что до вас пытаются донести.
2.
"Особая" терминология. Когда члены группы употребляют слова, наполняемые "особым" смыслом, "ускользающим" от непосвященных. Ци, например.
3. Непроверяемая ахинея, которая несется с умным видом. Этот пункт вытекает из предыщущего. Иногда в таких «сектах» достаточно применить знания из школьного курса физики и математики. В молодости и по заданию учителя мы вызывали на поединок таких гуру и больно били. Тайцзи Цюань это боевое искусство, стало быть всё объясняется просто, проверяется просто, измеряется объективно и ощущается непосредственно.
4. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
5. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений. Пересекается со вторым пунктом. Если Тайцзи Цюань - значит в традиционных одеждах, если объяснять, значит "птичьим" языком.
6. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность».
7. Двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Либо "находят" параллели и доказательства с уже существующими.
8. Подавление рационального сознания. Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты.
9. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Главный подтекст – адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни».
10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Как уже отмечалось выше, может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки (есть такие даже в форумном общении).
11. Политические цели. Очень важный признак. Как для властей, с точки зрения опасности уголовно-социальной, так и с точки зрения политического влияния на определенные слои общества. Подчеркнутая аполитичность, как "тёмное место под лампой", может сказать многое о политических предпочтениях, статусе руководства и его отношениях с властями.