Тайцзицюань в лечении интеллектуальной недостаточности

Обсуждаем достижения передовой науки, особенно в свете возможности объяснить некоторые труднообъяснимые феномены тайцзицюань. Обсуждаем биологию, физику, биомеханику, физиологию, кибернетику, эпистемологию, и другие науки, изучающие жизнь на системном уровне.
Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
Учитель Школы Ветер-Гром
 
Сообщения: 2660
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Тайцзицюань в лечении интеллектуальной недостаточности

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 26 июл 2011, 23:51

Очень перспективным, на мой взгляд, является коррекция методами тайцзицюань интеллектуальной недостаточности в детском и подростковом возрасте. Есть данные о корреляции между развитием у детей интеллектуальных способностей и становлением их психомоторных функций. Вот познавательная статья на эту тему: Онтогенез психомоторики
Психомоторика отражает различные стороны двигательной деятельности ребенка, формируя в конечном итоге личность. Поэтому под психомоторикой принято понимать не только целостную, возрастную картину двигательной структуры, отражающей врожденные телесные особенности, приобретенные привычки, навыки, но и совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий (Н.П. Вайзман, 1982).
Сущность онтогенеза психомоторики ребенка заключается в том, что, с одной стороны, идет процесс кортикализации (подчинения регуляторным влияниям коры мозга) двигательных функций, с другой стороны, их развитие протекает неравномерно и представляет собой сложный процесс, связанный с поэтапным созреванием ЦНС при непосредственном влиянии окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, так как оно обусловлено самым высоким темпом созревания мозга. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные системы, необходимые для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие двигательных функций продолжается до 5—6-летнего возраста. Онтогенез психомоторики в норме не является простым увеличением отдельных параметров психомоторной деятельности. Ее развитие претерпевает качественную системно-структурную перестройку. Она ведет к тому, что хаотичные, диффузные, малодифференцированные движения младенца превращаются в онтогенезе в точные высокодифференцированные и координированные произвольные акты трудовой и интеллектуальной деятельности человека.
Совершенствование произвольной моторики тесно связано с развитием ощущений движений – кинестезией. Кинестезия – это своеобразная обратная связь, обеспечивающая постоянное сличение выполненного движения с заданной программой. Уж е на самых начальных этапах развития двигательных функций устанавливается тесная динамическая взаимосвязь между возможностью выполнения произвольных движений и совершенствованием их ощущений.
Установлено, что становление психомоторных функций здоровых детей и детей с интеллектуальной недостаточностью имеет много общего. Приближение к нормальным тенденциям этого процесса наблюдается при ее легкой степени. При тяжелой общие черты исчезают. Имеющиеся данные свидетельствуют, что детям с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью свойственны значительная задержка и несоответствие этапов нормального онтогенеза психомоторики. В дошкольном возрасте у них встречаются двигательные проявления, характерные для первого полугодия нормального онтогенеза, а в старшем школьном возрасте выявляются двигательные признаки, наблюдаемые у здоровых дошкольников. С возрастом моторная недостаточность сглаживается, но чем грубее недоразвитие ЦНС, тем слабее влияние возрастного фактора на состояние двигательной функции.
У детей с легкой и отчасти умеренной интеллектуальной недостаточностью обнаруживаются нарушения в корковой организации движений на теменно-премоторном церебральном уровне, организующем предметные действия. В повседневной жизни большинство таких младших школьников производят впечатление практически здоровых и полноценных в двигательном плане детей, по приблизительным подсчетам, при обследовании двигательных способностей 30 % из них показывают результаты, сходные с результатами учащихся массовой школы. Способность выполнять физические упражнения с первой попытки говорит о приближении механизмов построения двигательных актов к закономерностям нормального онтогенеза. Двигательная недостаточность выражается в трудностях словесного опосредования движений, согласования их с инструкциями и меняющейся обстановкой, в одновременности движений, в разноименной координации рук и ног. Некоторые при выполнении физических упражнений испытывают более существенные затруднения. Нередко дети не способны выполнить движение в соответствии с пространственными, временными и динамическими характеристиками, многие имеют более выраженные нарушения в пространственной и временной ориентировке, в моторной координации. Им свойственны искажения темпа, ритма и амплитуды движения, сложность в запоминании последовательности двигательных операций. По просьбе повторить упражнение многократно (например, сделать восемь повторений) ребенок старается воспроизвести его нужное число раз, не обращая внимание на качество выполнения, чтобы не сбиться со счета, выполняет упражнение быстро. При разучивании упражнений на 16—32 счета дети пытаются запомнить последовательность движений (считая, что только это определяет успех) и при самостоятельном выполнении стремятся не ошибиться, опять-таки, не делая их качественно. Школьникам трудно удержать в памяти ряд последовательных двигательных действий, и именно этого они стараются достичь в первую очередь.
Еще ýже круг двигательных возможностей школьников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Их движения медленны и неловки. У них существенно нарушены динамическая организация двигательных действий, ориентация в пространстве. Отмечается замедленность включения в выполнение движений. Некоторые двигательные действия, иногда даже самые простые, оказываются им не по силам. На фоне незначительной, но имеющей место дискортикализации (нарушения в подчинении соматических и вегетативных отправлений организма регуляторным влияниям коры головного мозга) картина двигательных проявлений у такого рода школьников полиморфна. Она отражает как недоразвитие, так и разные степени зрелости и функционирования церебральных уровней. Относительное развитие коркового уровня организации движений затормаживает у них проявление подкорковос-пинальных автоматизмов. На фоне недоразвития корковой, смысловой организации движений, как правило, наблюдается недостаточность нижележащих церебральных уровней с присущей каждому уровню клиникой двигательных нарушений. Недостаточность уровня пространственного поля выражается в слабости, неточности, несвоевременности движений. Недостаточность ретикуло-руброспинального уровня выражается в нарушении регуляции мышечного тонуса, снижении или повышении тонических рефлексов, приводящих к застыванию в неудобной позе или невозможности удерживать конечность в определенном положении.
На занятиях физическими упражнениями все это проявляется в несформированности дифференцированных движений, плохой координации даже простых двигательных актов, неспособности двигаться точно, плавно и свободно по необходимым пространственным параметрам, в замедленности реакций, нарушении темпа произвольных движений, трудности в вычленении и воспроизведении заданного движения изолированно, в недостатках целесообразного построения действий, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, трудности удержать в памяти ряд последовательных действий, существенных затруднениях при выполнении или изменении движения по словесной инструкции. Для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью слово не несет адекватной смысловой нагрузки, не опосредует движение, не обобщает его, не является регулятором двигательной деятельности. Слабость (второсигиальной) речевой организации движений связана с недостаточностью ориентировочной деятельности, внимания, памяти. Даже при внешнем спокойствии они быстро и часто отвлекаются. Не разобравшись в ситуации, вместе с показом упражнения учителем зачастую начинают его выполнение, а во время, отводимое для этого, могут внезапно остановиться. На занятии детям свойственны немотивированные возбуждения, сопровождаемые агрессией и буйством. Иногда на фоне бедной, однообразной картины импульсивных и нецелесообразных движений возможны проявления необычайной ловкости.
Детям с глубокой интеллектуальной недостаточностью недоступно осмысление окружающего. Речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно. Процесс дискортикализации двигательных функций достигает у них наивысшего выражения. Присутствуют тяжелые нарушения моторики (иногда вынуждающие их к лежачему образу жизни), построения и координации движений. Вследствие тотального недоразвития коркового, смыслового уровня организации движений имеют относительное преобладание филоонтогенетически более ранние по созреванию и функционированию церебральные уровни, давая бедную и однообразную картину преимущественно подкорковоспинальных автоматизмов, импульсивных и нецелесообразных движений (эмбриональные позы, различные стереотипы в виде качания туловища и потряхивания руками, судорожные состояния и т.д.). У них крайне трудно и медленно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические. Наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, речи, моторики и эмоционально-волевой сферы практически сводит к нулю процесс образования детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью, который реализуется, как правило, в условиях индивидуального (надомного) обучения. Над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц.
Существующая разница в структуре моторных нарушений при различных степенях интеллектуальной недостаточности не дает основания выделять этиологию заболевания как единственный определяющий фактор в клинике двигательных проявлений. Специфика двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью в большей мере обусловлена уровнем поражения ЦНС, степенью тяжести интеллектуального дефекта, особенностями эмоционально-волевой сферы и т.д. Успех в выполнении двигательного акта определяется интегрированием указанных факторов. Причину возможности выполнения ребенком с интеллектуальной недостаточностью более сложного по внешним признакам двигательного акта и невыполнения менее сложного необходимо искать не только в его двигательной недостаточности. По-видимому, ответ на этот вопрос лежит и в структуре самого двигательного акта, и в психофизиологических механизмах его организации с позиций уровневой теории построения движений. Пытаясь терминологически определить двигательные нарушения детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности, можно воспользоваться понятием « рассогласование двигательных актов» (Н.П. Вайзман, 1982).
В коррекции двигательной функции детей с интеллектуальной недостаточностью трудно опираться на смысловую организацию движений, несостоятельность которой специфична и очевидна. Отмечено, что формирование двигательных актов, особенно в случае тяжелой патологии, происходит легче, если опираться на более сохранные нижележащие церебральные уровни. В сравнении с обучением по словесной инструкции, обучение по показу имеет лучший эффект, однако, полученные навыки, вследствие их недостаточной обобщенности и опосредованности, недоразвития смыслового уровня организации движений, плохо переключаемы.
Таким образом, у детей с особенностями психофизического развития имеет место та или иная моторная недостаточность, которая, как правило, отражается на общем поведении ребенка. Двигательные нарушения, ограничивающие активные движения, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма (сердечнососудистую, дыхательную, желудочно-кишечную) и нервно-психическую деятельность. Поэтому важными задачами физического воспитания детей с отклонениями в развитии является коррекция средствами физической культуры нарушений моторики, развитие и нормализация движений, раннее предупреждение формирования неправильных двигательных стереотипов, что, несомненно, будет стимулировать развитие личности, способной к активной социальной жизни и общественно-полезному труду.
Барков В.А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: Учеб.-метод. пособие / В.А. Барков, А.М.Полещук, Д.В.Тихон; Под ред. В.А. Баркова. – Гродно: ГрГУ, 2003.
http://pedlib.ru/Books/3/0200/index.shtml
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Зуев Артем
Региональный представитель Ветер-Гром
 
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 21:12
Откуда: Москва

Re: Тайцзицюань в лечении интеллектуальной недостаточности

Сообщение Зуев Артем 12 июл 2013, 23:34

Владимир Васильевич Котляр писал(а):Отмечено, что формирование двигательных актов, особенно в случае тяжелой патологии, происходит легче, если опираться на более сохранные нижележащие церебральные уровни.

ТЦЦ, на сколько помню из разговоров, уходит как раз на глубокие уровни работы нервной системы.
Правильно ли я понимаю (буду писать просто, по-бытовому :-) ):
Допустим, есть клубок проблем в ЦНС, которые можно было бы решить правильно подобранной физкультурой, но вследствие определенных нарушений физкультура не может достучаться до этого клубка, да и сама физкультура-то не получается. ТЦЦ же, идя другими путями, добирается до этого клубка нарушений и способен потрясти его, словно мы трясем запутавшуюся веревку когда та запуталась, тем самым позволяя сформироваться необходимым связям.

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
Учитель Школы Ветер-Гром
 
Сообщения: 2660
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: Тайцзицюань в лечении интеллектуальной недостаточности

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 13 июл 2013, 00:14

Зуев Артем писал(а):
Владимир Васильевич Котляр писал(а):Отмечено, что формирование двигательных актов, особенно в случае тяжелой патологии, происходит легче, если опираться на более сохранные нижележащие церебральные уровни.

ТЦЦ, на сколько помню из разговоров, уходит как раз на глубокие уровни работы нервной системы.
Правильно ли я понимаю (буду писать просто, по-бытовому :-) ):
Допустим, есть клубок проблем в ЦНС, которые можно было бы решить правильно подобранной физкультурой, но вследствие определенных нарушений физкультура не может достучаться до этого клубка, да и сама физкультура-то не получается. ТЦЦ же, идя другими путями, добирается до этого клубка нарушений и способен потрясти его, словно мы трясем запутавшуюся веревку когда та запуталась, тем самым позволяя сформироваться необходимым связям.

Можно и так сказать. Но если попробовать сформулировать это более корректно - с помощью практики ТЦЦ появляется возможность избавиться от некоторых патологий новой коры (в первую очередь - моторных зон), задействуя древние отделы мозга, лимбическую систему и Р-комплекс. Это подобно тому, как в компьютере ошибки операционной системы можно пофиксить в BIOS. Причем это уже не только теория, некоторые результаты в этом направлении мной уже получены (а конкретно, при лечении следующих заболеваний и дисфункций - ДЦП, аутизм, парез, косоглазие, заикание, эректильная дисфункция, вагинизм, двигательные персеверации, привычный вывих сустава, и некоторые другие).
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»


Вернуться в Беседы о науке

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron