Так что давайте разбираться.
Для начала приведу фрагмент из моей книги "Шокирующий тайцзицюань...", стр. 86-90:
«Структура (от лат. structura – порядок) – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях». Такова словарная трактовка термина «структура».
Но в практике Тайцзицюань этот термин имеет, кроме приведенного выше, еще и более расширенное значение. Мы говорим о структуре, как о таких взаимосвязях внутри человеческого организма, которые обеспечивают его наиболее оптимальное использование с точки зрения законов биомеханики. Т.е. структура – это физическое тело, максимально эффективно функционирующее как в движении, так и в состоянии покоя.
Поэтому, в практике Тайцзицюань принято говорить о «правильной» и «неправильной» структуре, подразумевая, в данном случае, именно ее соответствие некоему идеалу. А так как любой идеал, по определению, недостижим, то нам не следует забывать, что о «правильности» мы можем говорить только в относительном и конвенциональном значении – в зависимости от принятых критериев оценки и допустимых погрешностей. На тренировках я говорю ученику «у тебя правильная структура» в том случае, если ученик добился прогресса в освоении структуры, и она стала лучше по сравнению с ним же вчерашним. Т.е. «ПРАВИЛЬНОСТЬ» СТРУКТУРЫ – ЭТО ПРОЦЕСС, а не раз и навсегда свершившееся достижение.
Теперь рассмотрим базовые принципы, на которых основаны методы обучения структуре в практике Тайцзицюань. Важность развития структуры тела объясняется тем, что на ее основе формируется структура энергии и ума. Поэтому нам лучше всего пройти шаг за шагом, начиная от более общих идей и принципов, к конкретным методам и упражнениям, как бы заново создавая (или точнее – узнавая) эти принципы и закономерности.
Итак, прежде всего, зададимся вопросом, для каких же целей необходимо наличие структуры?
Самая очевидная цель – наиболее эффективное использование физических ресурсов человеческого тела в различных видах двигательной активности, и как следствие этого – экономия энергии. Энергия (имеются в виду все виды энергии, но здесь речь идёт, в первую очередь, о ци, находящейся внутри тела практикующего) сохраняется для дальнейшего культивирования и возгонки ее до состояния шэнь, что является уже практикой даосской алхимии и шэньмин, но об этом пока еще рано говорить.
Теперь давайте уточним, что же конкретно мы будем называть структурой.
Во-первых, полезно знать, что структура является системой par excellence, а потому наиболее точно может быть описана в кибернетических терминах. И хотя большинство читателей скорее всего не знакомы с кибернетикой, но всё же вероятно знают, что система всегда больше, чем сумма составляющих ее частей. Другими словами, при системном взаимодействии в структуре (например, в человеческом организме) появляются (генерируются) такие качества и силы, которые отсутствуют в любой отдельной ее части. Таким образом, совершенствуя структуру, мы не добавляем новых элементов (и, как следствие – не расходуем энергию), чтобы получить новые качества, а настраиваем уже имеющиеся элементы на системное взаимодействие.
Несколько метафорически, но именно об этом так сказал Мартин Хайдеггер: «Откровение сущего в целом не совпадает с суммой, в которую входит каждое отдельное сущее».
Структурные качества.
Следующий вопрос нашего рассуждения, – какие именно качества нам необходимо получить с помощью структуры, чтобы достичь поставленной выше цели? На этот вопрос мы постараемся ответить как можно точнее, так как он задает параметры для построения нашей будущей модели. Таким образом, от общих рассуждений мы переходим к воссозданию формы структуры, то есть определению таких характеристик, которые и будут критерием ее правильности (в смысле релевантности средств по отношению к поставленной цели).
Итак, нам необходимо сконструировать такие требования к структуре человеческого тела, которые обеспечат наиболее выгодное его использование. Причем, в нашем случае, выгода будет определяться с точки зрения воинских искусств.
1. Начнем же мы список требуемых качеств, опираясь на sanctum sanctorum кибернетики – информацию. Очевидно, что взаимосвязанность и согласованность системы (а любая система должна быть, по определению, взаимосвязанной и согласованной) напрямую зависит от ДОСТОВЕРНОСТИ И КОРРЕКТНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИГНАЛОВ между ее функциональными частями. В человеческом теле эти качества соотносятся с нервной системой и мозгом (головным и спинным). А поэтому мы можем утверждать, что любое изменение, регулирующее и улучшающее проходимость нервных сигналов (иннервацию), также будет и улучшать структуру человека в целом.
Итак, первое качество, которое необходимо для структуры – это достоверность и корректность информации (в контурах и цепях системы).
2. Далее, для того, чтобы информационные сигналы (трансформы передаваемых сообщений) не искажались фоновым шумом, необходимо, чтобы фон имел четко отличаемую от сигналов форму (т.е. чтобы паттерны фона были максимально простыми). Только так, за счет ОДНОРОДНОСТИ ФОНА, может передаваться очень точная информация, без угрозы искажения шумовыми помехами.
Чем же обеспечивается такое состояние фона в человеческом организме? Прежде всего – отсутствием коллапсирующих и напряженных участков тела. Не говоря уже о том, что любое неоправданное и чрезмерное напряжение – это лишняя трата энергии, также оно создает сильный шумовой эффект в нервной системе, заглушая полезные сигналы. Нервные сигналы при этом могут не только искажаться, но и гаситься полностью.
Так мы выводим второе качество, необходимое для правильной структуры – однородность энергии, рассредоточенность напряженных участков тела и раскрепощенность всех суставов.
3. Идем далее. Как только мы получим некоторую степень раскрепощенности, перед нами встает вопрос, как придать нашей структуре ДОСТАТОЧНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ. Ведь, ясное дело, без устойчивости любой системы нет смысла даже говорить о ее использовании. А мы знаем, что устойчивость возможна только для таких систем, которые обладают уравновешенным базисом. Следовательно, наше третье качество – это устойчивость и центрированность.
4. Так как равновесие является необходимым условием для эффективного движения, то вы возможно уже догадались, что четвертое нужное нам качество будет касаться СТРУКТУРНОЙ ДИНАМИКИ. Наша задача – определить такое качество системы, которое сможет обеспечить максимальную ее подвижность.
Используем метод аналогий. Так как формальным эквивалентом устойчивости и центрированности (третье качество) является «тяжесть», то мы можем предположить, что искомое нами качество должно соотноситься с «легкостью», то есть со способностью быстро передвигаться, не затрачивая излишних усилий. И действительно, подвижность обеспечивается использованием центральной оси, и опирающимися на эту ось методами распределения нагрузки. И именно эти качества формально эквивалентны «легкости», как мы и предполагали.
5. Продвигаемся далее. При достижении некоторого количественного уровня движений мы сталкиваемся с проблемой скорости обработки информации, которая управляет этими движениями. Как и в современном обществе, где централизованная власть не может принимать все решения в подчиненных ей подразделениях («на местах»), иначе она так затормозит прогресс в обществе, что оно «застрянет», так и в многочисленных движениях физического тела необходим ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ, обеспечивающих автокорректировку организма в целом. По сути, это должна быть целая система контуров обратной связи, иерархически соподчиненных друг другу, и способная корригировать информационный поток. Другими словами, нужно обучить функциональные части тела самостоятельно «думать» и принимать решения. Более того, эти элементы должны быть способны на самовосстановление (разумеется, ограниченное биологическими законами) и взаимозаменяемость. И как мы теперь понимаем, это и есть искомое пятое требование к правильной структуре, которое мы обобщенно назовем структурным гомеостазом.
Определив эти пять необходимых требований для правильной структуры, мы можем заметить, что все они взаимозависимы (коррелируют друг с другом).
«Гомеостаз» – центральный элемент; он взаимосвязан с двумя иньскими качествами – «однородностью» и «устойчивостью» и с двумя янскими – «информацией» и «подвижностью». Нарушение гармонии в этой системе, избыток или недостаток в любом из ее элементов, сведет на нет все ее преимущества. Особенно необходимо следить за равновесием между информацией и однородностью фона; и равновесием между подвижностью и устойчивостью.
Опираясь на эти выводы, мы уже можем перейти к практическому воплощению структурных качеств в практике Тайцзицюань.
Я понимаю, что такое развернутое изложение особенностей структуры имеет один явный недостаток - в нем нет краткой формулы, которую можно сразу же применить на тренировке. Поэтому я попробовал найти максимально лаконичное определение. И на данный момент мое краткое определение структуры таково:
Структура в тайцзицюань - это синергия ключевых точек в теле, которые равномерно распределяют нагрузку между стопами и точкой приложения силы.
Но это общее определение, что же касается нюансов в каждой форме, то их следует рассматривать отдельно.
В этой теме я предлагаю обсуждать все, что связано со структурой в тайцзицюань, включая и технические тонкости в практике.