Терминология Тайцзи ЦюаньЧеловеку, как живому существу, после рождения от природы дарованы основные запасы Изначальной Ци, поддерживающие само его существование. [Оно] "не вскинуто, не опущено, не перекошено, не отклонено, спокойно и недвижимо [не растекается], достигает превосходного [состояния], достигает Предела". Это является осуществлением Истинного Ян, того, чем является и что называется Ци "Золотой Середины".
Это Ци постоянно, могуче распространяется внутри четырех конечностей, пропитывает и орошает кости изнутри - нет места, где бы [оно] не имелось, нет момента, в который бы [оно] не действовало.
[Когда] Единое Ци распространяется внутри и снаружи неиссякаемо , тогда "открытие-закрытие", "движение-покой" в Цюане являются источником возникновения-порождения этого Ци. Чудесная тайна [его заключена] в "простирании-распространении, собирании-сокращении" - вот основа появления этого Ци.
"Открытие" это то, что действует как простирание, движение. "Закрытие" это то, что действует как собирание, сокращение, упокоение. "Открытие" это то, что производит Ян, "Закрытие" - Инь. Распускание, простирание, движение - то, что производит Ян, собирание, сокращение, неподвижность - Инь.
"Открытие-закрытие" подобно чередованию-кругообороту Инь-Ян Единого Ци. Тайцзи - одно и тоже, что и Единое Ци. Именно Тайцзи и есть Единое Ци. Единое Ци - это Тайцзи. Рассуждая о системе [устройстве], пользуемся термином "Тайцзи", говоря о действии [применении] - "Единое Ци".
В нужный момент Ян, в нужный момент Инь; своевременное превосходство, своевременная подчиненность. Ян взаимно соотносится с Инь, Инь взаимоопределяется с Ян. Единое Ци "подвижно, живо плещется", бытие и небытие не определены. "Открытия-закрытия" естественно свободны, их чередования имеют своим средоточием некое крохотное "семя", то, чем и является Тайцзи. Именно по причине [неопределённости] древние не могли ясно указать [на "семя"] в человеке, так же, как и не могли описать его в книгах.
[В точке гармоничного] взаимоперехода, взаимосоприкосновения "открытия-закрытия", "движения-покоя", изучающий сможет всецело постигнуть истоки [первопричину]. Их соответствие и чудесная польза, могут символизироваться взаимодействием, "гармоничным соединением пустого и полного кругов".
[Пустой] круг 〇здесь символизирует нечто имеющее форму. [Полный] "круг-тушечница" - нечто неимеющее формы. В Тайцзи Цюань, эти два - являются принципом "полного-пустого". Внутренне он "полый, но не пустует, пуст, но неиссякаем".
Его Ци "струится-кружится" не зная препятствий; гибко, подвижно, округло [движется] без определённого направления; "нет выступов, нет впадин". "Распространясь повсюду, заполняет собою всё; сворачиваясь, скрывается в глубочайшей тайне".
Изменения его бесконечны, польза - неисчерпаема. Всё это несёт в себе Истинное Учение! Именно это и есть Тайцзи Цюань!
Cунь Лутан. "Учение Тайцзи Цюань"