Виталий Рубин писал(а): На самом деле все просто -
ци в китайской медицине не одно и тоже, что и
ци в "Шок.ТЦЦ"(имею ввиду определения, конечно же).
На самом деле мы затронули очень интересную тему, если не сказать краеугольную в понимании того чем мы занимаемся. Жалко что Владимир Васильевич в затворе, а то б он нам помог, но давайте попробуем мыслить здраво.
1. Возьмем тезис из Чень Синя
Ци и кровь циркулируют по каналам Цзин ло. Ци явно нематериальная субстанция (энергия), кровь - материальная. То есть эта фраза буквально означает - "Транспорт Ци осуществляется по кровеносным сосудам и коллатералям". Логично? Вроде бы да. Однако возникает ряд вопросов.
1. Количество каналов Цзин ло явно меньше чем количество кровеносных сосудов. Да и траектории каналов не всегда совпадают с кровеносными сосудами.
2. Если обратиться каналам Думай, Женмай, Даймай и т.п. каким кровеносным каналам они соответствуют?
3. Ци перемещается по телу явно быстрее чем кровь, а если мы выпускаем при технических действиях именно Ци (как нередко утверждается, с чем ВГ не согласны), то как она отделяется от крови, про скорость выпуска я уже молчу.
Логика подсказывает несколько выводов
- Кровеносная система включая сердце участвует в образовании Ци, что очень логично так как сердце источник основного ритма в нашем теле, своеобразный метроном, под который могут настраиваться другие системы, нервная в том числе.
- Импульсы биения сердца через кровь (жидкая среда) передаются к органам и ци органов (у органов тоже есть пульсация за счет колебаний клеточных мембранн) настраивается на ци сердца. Это можно сравнить с тем как ритм жизнь живых существ на Земле настраивается на ритм восходов и закатов солнца. У нас есть и свои дела (своя Ци) но все равно мы подстраиваемся под основной ритм космоса. Таким образом понятно, что как только пульс нарушается или уменьшается количество крови, падает и количество (вернее качество) Ци, из за того что ци крови (сердца) в убытке. Здесь же можно вспомнить расхожую фразу относящуюся к тому как Ци сердца(крови) влияет на Ци всего тела. А именно - "Когда Ци сердца опустится, Ци всего тела не сможет не опуститься" Т.е. как только сердце "успокаивается", успокаивается и все тело, следуя его частоте!
- Теперь посмотрим какие условия необходимы чтобы ци всех частей тела настроилась на ци сердца. Это можно сравнить с тем как дирижер управляет оркестром, где играют разные музыканты (условно конечно). Для того чтобы попадать в такт и вести мелодию им нужно настраиваться на знаки дирижерской палочки(пульс), т.е. направлять все внимание на него, это раз. Во вторых никто не должен халтурить и промахиваться мимо нот, ибо это внесет диссонанс во все выступление и общая мелодия может быть испорчена. То же самое можно сказать о том если кто то решит вообще не играть свою партию, или сильно разволнуется перед выступлением. То есть важен настрой! Спокойный, уравновешенный, собранный, внимательный - это как раз то состояние которое требуется для Цигун ( управления своим внутренним оркестром). Тут уместно вспомнить еще одну фразу популярную в ВГ - "Ци не течет через спазмированную мышцу", то есть внутри закрепощенных мышц не может осуществиться процесс слияния вибраций клеточных мембран с пульсом сердца! Запомним это!
А теперь представим ситуацию, когда сам оркестр невероятно велик и в нем играют тысячи оркестрантов, при чем само помещение разделено ширмами и не все оркестранты могут видеть друг друга, а хуже всего дирижера! Могут они игать пьесу и не халтурить? Да! Но тогда тем кто ни видит дирижера придется на слух подстраиваться на тех кто его видит! Представим к примеру что изначально дирижера видит 12 человек, и к каждому из них пристраивается цепочка тех кто не видит но все равно ведет мелодию опираясь по слуху на сидящего ближе к дирижеру - это и будут каналы Цзин ло (получаем 12 парных каналов) - условно говоря проводники основной мелодии по всей массе оркестрантов. Проводниками они становятся постольку поскольку именно у них лучший из окружающих слух! Все остальные музыканты просто подыгрывают общей мелодии заданной этими дорожками сыгравшихся виртуозов. Именно по этому каналы Цзин ло частично идут по кровеносной системе, частично через органы, частично через мышцы, также выходят на поверхность тела(это те музыканты которые сидят скраю
Именно по этому воздействуя на точку(одного из виртуозов) мы можем менять мелодию во всей цепочке и воздействовать на весь оркестр или его значительную часть!
- Теперь к работе костей и мышц обратимся! У Чень Синя - "Физика тела полностью соответствует учению о каналах цзинло). Никто и не спорит, только не физика а физиология или скорее биомеханика движений (Чэн Синь родился в позапрошлом веке, ему простительна эта ошибка). В основе биомеханики движений ТЦ лежат вращательные изменения в теле, попросту Чаньсы , или
скручивания всего тела вдоль сухожильномышечных меридианов для создания упругой силы, которая выпускается из тела также как стрела из натянутого лука. Это альтернатива более привычному способу формирования усилий в основе которых лежит процесс
сжатия и растяжения или сгибания и распрямления. Однако скручивание тела возможно лишь при определенных условиях, и прежде всего это раскрепощение тела, его растягивание(фанчан). А теперь вспомним о том что Ци не течет через закрепощенные мышцы или группы мышц! Таким образом для прохождения упругой силы через мышцы и сухожилия нужны те же условия что и для циркуляции ци в теле, другими словами это когерентные процессы происходящие на разных уровнях. Чтобы понять представьте себе что вы танцуете под музыку того самого оркестра о котором мы говорили выше. Танцует человек телом, но в основе танца лежат мелодия и ритм всего оркестра. Т.е получается что во время занятий Тайцзи цюань мы используем только те движения тела, которые не препятствует течению Ци по каналам на первом этапе, а в дальнейшем создают условия для формирования новых коналов, для улучшения циркуляции Ци(чудесные каналы). И наоборот - занимаясь Цигун (внутренней работой по концентрации ци и проведению ее по каналам) мы можем достичь большего раскрепощения тела и его слаженности в действиях за счет снятия зажимов и формирования новых сухожильно-мышечных контуров используя ощущения по прохождению ци как своеобразный маячек для органов и тканей, так сказать указатель того какую работу им следует сделать...
- Вывод. Выпуск усилия из тела производится мышцами и сухожилиями, энергия ци при этом находится в возбуждении и омывая тело, проходит определенный путь в сочитании с вдохом выдохом и ритмом сердца (это как сыгранная оркестром фраза от очень тихого на вдохе проигрыша до мощного взрыва мелодии и тишина...) , но воздействует на противника именно сила или усилие Дзинь а не Ци! И внимание на тренировках по выпуску надо направлять никак не на Ци. Вообще внимание при выпуске усилия в противника направляется в него, или при тренировке одиночных форм во вне ( в сторону воображаемого противника!) Представьте что вы стреляете из лука и ваша стрела это ваше усилие выпуска. Куда вы направляете внимание?