О даосизме

Если есть желание обсудить теорию и практику даосизма, то здесь для этого самое место. Особо приветствуются рассуждения, подкрепленные ссылками на первоисточники и цитаты на языке оригинала.
Аватара пользователя
Алексей Колыбельский
Новичок
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 21:47

О даосизме

Сообщение Алексей Колыбельский 15 ноя 2011, 14:10

Говоря о содержательном наполнении даосского учения, следует прежде всего охарактеризовать его как целостную мировоззренческую систему, явившуюся основой для многих учений, традиционных практик и искусств.
В связи с этим можно попытаться предложить следующую схему становления даосизма: от древних религиозных верований шаманского типа, формирование религиозной практики и стихийного складывания мировоззренческих моделей, период “рационализации” мировоззрения, подведения под него философской базы в текстах; возникновение философских направлений, имеющих’ определенные родственные черты: натурфилософия “инь-ян ” и “у син ”, методы “обретения бессмертия” и медитативного созерцания, сближение и синтез вышеперечисленных направлений и включение в них элементов других течений традиций “Ицзина”, отчасти конфуцианства, письменная фиксация древних и протодаосских методов религиозной практики, введение их в систему даосской доктрины, формирование целостного даосского мировоззрения.

Философский даосизм в VI—V вв. до н. э. начался с философии Лао-цзы, получил развитие и завершение у Чжуан-цзы и начал склоняться к упадку у Ле-цзы. Ко времени Поздней Хань (I—II в.в. н. э.) он превратился в смесь Философии, религии, алхимии, магии… В тоже время даосские концепции оказали сильнейшее влияние на все мировоззрение и уклад жизни Китая, его влияние очевидно в науке, в медицине, во всех традиционных искусствах: музыке, каллиграфии и живописи, воинских искусствах и т.д.

Однако нет единого мнения относительно того, что следует считать философским, а что — религиозным даосизмом. Одни выделяли в философский даосизм “Дао-дэ цзин”, “Чжуан-цзы” и “Ле-цзы”, а другие—только “Дао-дэ цзин», в котором, нет ничего, напоминающего суеверия или религию. Видимо, книга “Чжуан-цзы”, почитавшаяся многими поколениями даосов, не включалась долгое время в канон из-за оппозиционности Чжуан-цзы “искусственным” попыткам продлить жизнь. Впрочем, речь шла не столько о методах, сколько об установке адепта.
Лао-цзы и Чжуан-цзы учили смотреть на жизнь и смерть как на компоненты природного цикла перемен, в то время как поздние даосы проповедовали обретение бессмертия.

Весьма интересное обоснование общности раннедаосских и позднедаосских концепций , что поиски бессмертия отнюдь не противоречат таким фундаментальным даосским понятиям, как учение о инь-ян Неба и Земли ,“у вэй” (недеяние) и “цзы жань” (самоестественность), что означает непротиводействие природе дающих начало “бессмертному зародышу”.

В этой связи любопытны приводимые даосская пословица и цитата из “Гуань-цзы”:
Моя судьба заключена во мне, а не в Небе
Совершенномудрый благодаря тому, что следует [за вещами], может овладеть ими.

Отсюда следует, что довольно распространенное представление о том, что даосские классики исходили из приоритета “не-бытия”, отсутствия у, а поздние даосы—“бытия”, “наличия”ю, является не более чем недоразумением. Во-первых, у никогда не обозначало небытия как смерти, а скорее воспринималось как некое потенциальное бытие, предшествующее оформленному наличному бытию и порождающее его. Следовательно, у выступает не как отрицание,. а как источник жизни, а оппозиция у—ю имеет смысл оппозиции неоформившееся—оформившееся.

В связи с этим можно заметить, что цель многих даосских медитаций — возвращение в “материнскую утробу” дао отсутствия у чтобы обрести новое рождение в качестве “бессмертного” и совершенного человека. Из бездны “хаотического и смутного” хуанху творится “свет просветления” мин и новая жизнь, и в этом смысле “небытие”—отсутствие так же ставится выше “бытия”.

Проблема жизни и смерти является одной из центральных тем “Дао-дэ цзина”.
Дух ложбины бессмертен. Называют его Сокровенной Женственностью (§ 6).
Если объять, воедино соединить дух земли и дух небес, то им больше вовек не расстаться. Если сосредоточить ци, и мягкость этим обрести, тогда возможно уподобиться младенцу (§ 10).
Кто причастен Дао-Пути, тот нескончаем. Не гибнет самость, умирая (§16).
Поэтому я слышал, что могущий жизнь питать не встретит на земле тигра, носорога, а в бою он не страшится лат и оружия. Носорогу некуда свой рог вонзить, тигру некуда когтями своими вцепиться, оружию некуда свой клинок всадить. По какой причине это? Для него не существует сферы смерти (§50)

В отрывке содержится даосская концепция бессмертия как вечной жизни всего психофизического комплекса человеческого существа. Именно бессмертие тела делает возможным бессмертие душ, ибо для даоса тело является как бы нитью, связывающей воедино души, разъединяющиеся по смерти тела. Поэтому вслед за первой фразой о единении, следует фраза о пути, ведущем к этому единению: это регуляция ци.

Далее повествуется о мировоззренческой основе учения и о “продлении жизни” — об обретении единства с Дао и достижении посредством этого долговечности.
Симптоматично употребление здесь словосочетания “шэ шэн” (“хватать жизнь”), под которым понимаются обычно даосские приемы продления жизни .

Что касается “Чжуан-цзы”, то следует оговориться, что в этом тексте попытки простого продления физического существования порой осуждаются, а “истинное” бессмертие воспринимается как бессмертие единотелесной с изменениями мира “преображенной личности” совершенного человека (чжэнь жэнь).И сравните с казалось бы, совершенно противоположной по смыслу фразой: “Мудрец видит благо и в ранней смерти, и в старости, и в начале, и в завершении”.

Обратимся к “Дао-дэ цзину”:
Утратил, он (мудрый.) вовсе личность,. поэтому совершенной может сделать личность” (§ 7).
Я потому в беде великой пребываю, что самостью я обладаю. Если б я самостью не обладал, в какой тогда беде я мог бы пребывать?! Поэтому лишь на того, кто чтит, как сущность свою, Поднебесную всю, может положиться Поднебесная. Поэтому лишь тому, кто печется осущности своей, как о Поднебесной всей, может довериться Поднебесная (§ 13).

Иначе говоря, доктрина “уравнивания сущего” ци у требует отказа от взгляда на субъект как на некое самодовлеющее бытие цзы шэн, отказа от ограниченности и замкнутости. Но эта “жертва индивидуальностью” должна “привести” к восстановлению единства с миром и Дао, к истинному бытию “совершенного человека”, бессмертию. В таком случае человек смотрит на весь мир как на свое “я” и таким образом приводит свое “я” к совершенству (“Дао-дэ цзин”, § 7). Понятно, что здесь речь идет не о деперсонализации, а о снятии самодовлеющей субъективности, об устранении оппозиции “субъект” — “объект”, но не об уничтожении субъекта и объекта как таковых.

(По материалам Е.А. Торчинова «Даосизм»)

Аватара пользователя
Сергей Никифоров
Резидент
 
Сообщения: 761
Зарегистрирован: 17 авг 2011, 11:35
Откуда: Москва

Re: О даосизме

Сообщение Сергей Никифоров 18 июн 2012, 18:09

В Лиське мне показалось, что у всех какое-то не положительное мнение о Манте Чиа. Мне правильно показалось? Отчего такое мнение? Его книги читать не к чему или какие-то заслуживают внимания?
Пардон, если не в той теме спросил. Но создавать отдельную не хотелось.

Аватара пользователя
Виталий Рубин
Бывалый
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 06:53
Откуда: Наария

Re: Шунь спросил у Чэна (Чжуан-цзы, 22)

Сообщение Виталий Рубин 03 сен 2012, 14:39

Здравствуйте,Владимир.
Думаю,что обратился с вопросом в правильном топике.
У меня есть друг,практикующий тибетскую ветвь буддизма на протяжении двадцати лет. У них,буддистов, понятно,что есть причинно-следственный закон, сознание,проходящее цепь перерождений и конечная цель - тотальное просветление,которое положит конец перерождениям. Это,конечно,вкратце.
Что является конечной целью практикующего даосские практики? Что происходит со смертью тела? Есть ли перерождение?
К сожалению не припомню,что бы где-то об этом читал. Если можно,объясните,пожалуйста.
Каждый момент пребывай в сердце

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2601
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: О даосизме

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 04 сен 2012, 12:03

Виталий Рубин писал(а):У них,буддистов, понятно,что есть причинно-следственный закон, сознание,проходящее цепь перерождений и конечная цель - тотальное просветление,которое положит конец перерождениям. Это,конечно,вкратце.
Что является конечной целью практикующего даосские практики? Что происходит со смертью тела? Есть ли перерождение?
К сожалению не припомню,что бы где-то об этом читал. Если можно,объясните,пожалуйста.

Начнем с того, что у буддистов только КАЖЕТСЯ, что все понятно. Например, сознание (виджняна विज्ञान) не является субъектом (анатман अनात्मन), который перерождается в цепи причинно-следственной связи (пратитья-самутпада प्रतीत्यसमुत्पाद), так как само является только третьим звеном (нидана) из двенадцати нидан. Просветление (бодхи बोधि) не цель, а средство для достижения цели - нирваны (निर्वाण). Если хотите разобраться подробнее, то рекомендую внимательно прочитать книгу Ф.И.Щербатской - "КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ". Гарантирую, Вы убедитесь, что в буддизме цель практики МНОГОКРАТНО менялась, хотя и могла называться одним и тем же словом.

Это я написал к тому, что сейчас распространено заблуждение, что в буддизме все просто и ясно, а в даосизме - наоборот. Так вот - это не так! В первоначальной версии даосизма (Лао-цзы 老子 и Чжуан-цзы 莊子) и их последователей, цель ясна и понятна - достижение единства с Дао (道). Если чуть подробнее: в человеке есть 3 души хунь (魂) и 7 душ по (魄), то есть духовные и материальные субличности. После смерти души хунь направляются к Небу, а души по к Земле. Души хунь, соединяясь, превращаются в дух шэнь (神), который сливается с Дао. Души по, соединяясь, образуют призрак гуй (鬼), который растворяется в материальном мире. Дух шэнь - это бессмертная основа человека, и у практикующего она может сохранить самоосознание даже после смерти. Если же дух не способен осознать себя в момент смерти, он может снова воплотиться в облике человека и заново прожить жизнь, похожую на предыдущую. В этом моменте нужно подчеркнуть, что время не линейно ("стрела времени", движущаяся из прошлого в будущее - это иллюзия), а циклично, и дух человека способен многократно переживать одни и те же жизни, с небольшими отклонениями. Так что можно сказать, что задача-минимум - настолько развить сомоосознание, чтобы хотя бы сойти с одного и того же повторяющегося цикла.
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Сергей Никифоров
Резидент
 
Сообщения: 761
Зарегистрирован: 17 авг 2011, 11:35
Откуда: Москва

Re: О даосизме

Сообщение Сергей Никифоров 04 сен 2012, 13:05

Владимир Васильевич, к Вам вопрос по даооской части Вашего предыдущего поста.
Вы это знаете или в это верите? Или какой ещё вариант понимания я упустил?
Это доказуемо или проверяемо многократными повторениям и случаями?
Не язвлю. Пытаюсь понять суть так, как смог ухватить от Вас, но в предомлении моего масюсенького собственного опыта.)

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2601
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: О даосизме

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 04 сен 2012, 14:05

Сергей Никифоров писал(а):Владимир Васильевич, к Вам вопрос по даооской части Вашего предыдущего поста.
Вы это знаете или в это верите? Или какой ещё вариант понимания я упустил?
Это доказуемо или проверяемо многократными повторениям и случаями?
Не язвлю. Пытаюсь понять суть так, как смог ухватить от Вас, но в предомлении моего масюсенького собственного опыта.)

Скажем так, я принимаю это за рабочую гипотезу :) .
Сколько душ хунь и по - не считал :D , и сильно подозреваю, что количество этих душ - это скорее соотношение 30% и 70%. В китайском языке такой вариант соотношения применяется часто, например в полноте и пустоте ног в ТЦЦ часто используются фразы типа 3-7 или 4-6, что означает именно проценты: 30-70% и 40-60% соответственно.
Что же касается самой даосской теории (в данном случае - в моем изложении), то кое-что из нее для меня - реальный опыт, полученный в медитации. К тому же практически все составляющие эту теорию имеют параллельные аналоги в современной квантовой теории (например, в многомировой интерпретации Эверетта в теории струн). Любопытно также "квантовое бессмертие" - теория КМ, утверждающая, что согласно многомировой интерпретации квантовой механики существа, имеющие способность к самосознанию, бессмертны. Популярно о сходстве с квантовой механикой - читайте в книге М. Заречного "Квантово-мистическая картина мира".
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Сергей Никифоров
Резидент
 
Сообщения: 761
Зарегистрирован: 17 авг 2011, 11:35
Откуда: Москва

Re: О даосизме

Сообщение Сергей Никифоров 04 сен 2012, 14:41

Владимир Васильевич Котляр писал(а): ...реальный опыт, полученный в медитации.

Как узнать, что он именно реальный, а не нарисованный воображением?

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2601
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: О даосизме

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 04 сен 2012, 14:57

Сергей Никифоров писал(а):Как узнать, что он именно реальный, а не нарисованный воображением?

Понимание того, что такое реальность - это предмет споров философов на протяжении многих веков, и возможно, я опрометчиво воспользовался этим словом :) . Тем не менее скажу, апеллируя к вероятностной логике, что я считаю достаточным для того чтобы признать некий опыт реальным. Это наличие следующих признаков:
  • структурированность опыта (воображение, напротив, сноподобно и спутанно);
  • непротиворечивость элементов (событий) внутри опыта;
  • повторяемость, воспроизводимость опыта;
  • наличие возможности проверить результаты опыта в этой общей (конвенциональной) реальности.
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Виталий Рубин
Бывалый
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 06:53
Откуда: Наария

Re: О даосизме

Сообщение Виталий Рубин 04 сен 2012, 16:57

Души хунь и по - это какой-то различный вид энергии? Или что-то иное?
Поскольку само понятие души в культурах монотеизма настолько должно быть отлично от даосского, то создается впечатление о не совсем адекватном понимании термина.
Человек,умирая и перерождаясь, опять рождается человеком или может прожить новую жизнь животным,насекомым или деревом,например?
И,наконец,вопрос о дуальности. Может ли практикующий даосские практики достичь преодоления дуальности? Объясните, пожалуйста.
Каждый момент пребывай в сердце

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2601
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: О даосизме

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 04 сен 2012, 17:14

Виталий Рубин писал(а):Души хунь и по - это какой-то различный вид энергии? Или что-то иное?
Поскольку само понятие души в культурах монотеизма настолько должно быть отлично от даосского, то создается впечатление о не совсем адекватном понимании термина.

Души хунь и по - скорее различные виды организации информации, но разумеется, никакая информация не может существовать без своего носителя (энергии). Использование слова "душа" в данном случае не совсем удачно, но в русских переводах прижилось и сейчас стало общеупотребительным. Я бы предпочел термин "субличность", но и это слово может ввести в заблуждение из-за психологических коннотаций.

Виталий Рубин писал(а):Человек,умирая и перерождаясь, опять рождается человеком или может прожить новую жизнь животным,насекомым или деревом,например?

В том то и суть, что "человек" - это не постоянная сущность, которая перерождается, и поэтому неверно говорить, во что он может воплотиться. После смерти души по отсеиваются и новая конфигурация душ хунь в сознании живого существа может приобрести любую соответствующую содержанию форму.

Виталий Рубин писал(а):И,наконец,вопрос о дуальности. Может ли практикующий даосские практики достичь преодоления дуальности? Объясните, пожалуйста.

Тот, кто преодолевает дуальность, уже не может быть человеком. Человек существует до тех пор, пока он отделен от мира, в котором живет. За пределами дуальности нет жизни, впрочем как нет и времени и пространства.

PS: Как вам такой силлогизм :) :
Жизнь есть движение.
Движение суть нарушенное равновесие.
Следовательно - жизнь есть нарушенное равновесие.
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2601
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: О даосизме

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 14 ноя 2012, 14:04

Владимир Васильевич Котляр писал(а):Дух шэнь - это бессмертная основа человека, и у практикующего она может сохранить самоосознание даже после смерти. Если же дух не способен осознать себя в момент смерти, он может снова воплотиться в облике человека и заново прожить жизнь, похожую на предыдущую. В этом моменте нужно подчеркнуть, что время не линейно ("стрела времени", движущаяся из прошлого в будущее - это иллюзия), а циклично, и дух человека способен многократно переживать одни и те же жизни, с небольшими отклонениями. Так что можно сказать, что задача-минимум - настолько развить сомоосознание, чтобы хотя бы сойти с одного и того же повторяющегося цикла.

Любопытный рассказ прочитал сегодня утром - Аркадий и Борис Стругацкие. Подробности жизни Никиты Воронцова.
Очень похоже на то, о чем я писал выше ;) .
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Сергей Никифоров
Резидент
 
Сообщения: 761
Зарегистрирован: 17 авг 2011, 11:35
Откуда: Москва

Re: О даосизме

Сообщение Сергей Никифоров 14 ноя 2012, 14:27

Владимир Васильевич Котляр писал(а):Очень похоже на то, о чем я писал выше ;) .

О похожести интересно узнать от выполнившего задачу-максимум и всё о переходах рассказавшего по запомнившемуся опыту. :ugeek:
А так нью-эйдж напоминает. Такие темы там в особом почёте. ;)

Аватара пользователя
Виталий Рубин
Бывалый
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 06:53
Откуда: Наария

Re: О даосизме

Сообщение Виталий Рубин 21 ноя 2012, 19:57

Дух шэнь - это бессмертная основа человека, и у практикующего она может сохранить самоосознание даже после смерти.

Значит ли это, что дух шэнь по сути эквивалент сознанию в буддизме, которое также бессмертно? Ведь Вы писали:
...теория КМ, утверждающая, что согласно многомировой интерпретации квантовой механики существа, имеющие способность к самосознанию, бессмертны.

Дальше - сложнее однозначно понять:
В том то и суть, что "человек" - это не постоянная сущность, которая перерождается, и поэтому неверно говорить, во что он может воплотиться. После смерти души по отсеиваются и новая конфигурация душ хунь в сознании живого существа может приобрести любую соответствующую содержанию форму.

А как же...
...бессмертная основа человека...

Что же такое "человек" с даосской точки зрения? Сознание (души хунь) в теле (души по)? И все, что нам остаётся - это практиковать наши души хунь, чтобы после смерти они могли соединиться в шэнь и в таком составе (как и при нашей жизни) соединиться с Дао?
Не могли бы Вы прояснить ситуацию, уважаемый 老师? Хотелось бы испытать такую же иллюзию понимания как и мой друг, практикующий тибетский буддизм на протяжении двух десятилетий.
Каждый момент пребывай в сердце

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2601
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: О даосизме

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 21 ноя 2012, 20:31

Начну со страшного признания :D , что я не даос и в даосизме разбираюсь ровно настолько, насколько это может помочь моей практике ТЦЦ. "Знание, которое не можешь использовать - лучше выбросить" (Ван Учжан). Если Вы заметили, то даже эту тему начал не я :) .
Далее, если подойти к изучению даосизма серьезно, то вскоре выяснится, что такого единого учения (в смысле - общепризнанной доктрины даосизма) не существует, а есть различные школы даоцзяо (道教), которые трактуют даже основные положения весьма по-разному.
А посему все то, что я здесь пишу касательно представлений даосов по тем или иным вопросам, это мое личное понимание, которое только ПЕРЕСЕКАЕТСЯ с даосизмом в некоторых пунктах и использует его терминологический аппарат. Так что считайте мои ответы сплошным ИМХО ;) .

1. Дух шэнь эквивалентен в буддизме не индивидуальному сознанию (виджняна), а скорее "сознанию-сокровищнице" (алая-виджняна), о чем я уже писал в книге "Шок. ТЦЦ...", стр. 356.
2. Бессмертная основа человека - это и есть шэнь, о чем я уже писал чуть выше в этой же теме.
3. С точки зрения даосизма, человек - это "микрокосм", т.е. по сути Вселенная в миниатюре. Ну или, если угодно, голографическая проекция. Я это понимаю так, что даже существование отдельных существ - это, некоторым образом, обман зрения :) . Поэтому смысл практики не в том, чтобы "стать богом", а в том, чтобы увидеть, что это уже так и есть, и было так всегда, и, более того, по-другому и быть просто не может :D .
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Виталий Рубин
Бывалый
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 06:53
Откуда: Наария

Re: О даосизме

Сообщение Виталий Рубин 21 ноя 2012, 22:05

Спасибо за ответ.
Я знаю, что разные школы даосизма трактуют даже базисные принципы по-разному. И это порождает сложности в попытках разобраться в том, чем же является даосизм. Похоже, что шаманское начало в нем сильнее логики, необходимой для создания стройной системы. Как писал раскритикованный Вами ;) Алексей Маслов, учение Лао Цзы и Чжуан Цзы имеет крайне мало общего с тем, что стало именоваться даосизмом чарез 200-300 лет с его сложноструктурированным религиозным ритуалом и поиском физического безсмертия. Он назвал последующие метаморфозы, произошедшие с даосизмом, регрессией. Выходит - только личностное переживание как результат практикожет стать Путем-Дао. Ну и конечно - классики.
В плане методологии и стройности буддизм постройнее будет.
Практика шэньмин это работа с бессмертной константой человека?
Каждый момент пребывай в сердце

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2601
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: О даосизме

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 21 ноя 2012, 22:46

Виталий Рубин писал(а):В плане методологии и стройности буддизм постройнее будет.

Этому есть объективные причины, один только университет Наланды чего стоит.

Виталий Рубин писал(а):Практика шэньмин это работа с бессмертной константой человека?

Именно.
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Виталий Рубин
Бывалый
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 06:53
Откуда: Наария

Re: О даосизме

Сообщение Виталий Рубин 24 ноя 2012, 09:51

Владимир Васильевич Котляр писал(а):
Виталий Рубин писал(а):Практика шэньмин это работа с бессмертной константой человека?

Именно.


Значит ли это, что практикуя даосские методы работы с духом (шэньмин), даосские метода работы с телом (цигун) и даосское боевое искусство (тайцзи цюань), изучая классиков даосизма, можно не быть, по сути, даосом (последователем этой системы миропонимания)? Не говорю о монахах. Я о другом... внутреннем, а не наружном.
Каждый момент пребывай в сердце

Аватара пользователя
Владимир Васильевич Котляр
ADMIN
 
Сообщения: 2601
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 08:14
Откуда: Харьков

Re: О даосизме

Сообщение Владимир Васильевич Котляр 25 ноя 2012, 13:27

Виталий Рубин писал(а):Значит ли это, что практикуя даосские методы работы с духом (шэньмин), даосские метода работы с телом (цигун) и даосское боевое искусство (тайцзи цюань), изучая классиков даосизма, можно не быть, по сути, даосом (последователем этой системы миропонимания)? Не говорю о монахах. Я о другом... внутреннем, а не наружном.

Вот-вот ;) . 道可道非常道。名可名非常名。 :)
«ПУСТЫЕ РАЗГОВОРЫ КАК РАЗЛИВШАЯСЯ ТУШЬ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЖНО ИСТИННО ОЦЕНИТЬ»

Аватара пользователя
Виталий Рубин
Бывалый
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 06:53
Откуда: Наария

Re: О даосизме

Сообщение Виталий Рубин 25 ноя 2012, 15:01

我明白了。多谢您,老师。
Каждый момент пребывай в сердце

Аватара пользователя
Виталий Рубин
Бывалый
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 06:53
Откуда: Наария

Re: О даосизме

Сообщение Виталий Рубин 17 сен 2016, 20:43

Такой вот вопрос...
Основа буддизма задекларирована в Четырех Благородных Истинах https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A7% ... 0%BD%D1%8B
Особенно впечатлило первое утверждение, что существование есть страдание и что все живущее страдает.
Есть ли в даосских текстах утверждения, подобные этим четверым? Может кто что встречал?...
Каждый момент пребывай в сердце

След.

Вернуться в Философия и практика даосизма

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron