Morozenko писал(а):Ге Хун в своем трактате "Баопу-цзи" приводит выдержку из "Канона бессмертных" (сянь цзин): "Мужи высших способностей во плоти возносятся в небесное пространство и именуются небесными бессмертными. Мужи средних способностей странствуют по славным горам и их именуют земными бессмертными. Мужи низшых способностей вначале умирают, а потом сбрасывают с себя тлен; их именуют бессмертными, освободившимися от трупа".
Что описывал автор? Как ето соотносится с тремя свершениями и практикой ВГ? Какие реальные явления лежат в основе данной цитаты?
Близкий по смыслу пассаж есть в Баопу-цзы в главе 4 (抱朴子內篇卷之四) , под заголовком "Золото и киноварь" (金丹). Вот этот пассаж:
上 士 得 道 昇 為 天 官
中 士 得 道 棲 集 崑 崙
下 士 得 道 長 生 世 間 。
Ученые высших способностей, обретая Дао, возносятся и становятся небесными чиновниками. Ученые средних способностей, обретая Дао, собираются и обитают на горе Куньлунь. Ученые малых способностей, обретая Дао, долго живут в миру. (
Перевод мой - ВВК)
Но только здесь нет упоминания о шицзесянь (尸解仙),то есть о бессмертных, освободившихся от трупа
Так что если приводите цитату из даосских или иных традиционных текстов, то снабжайте хотя бы ссылкой на источник и на переводчика, а еще лучше давайте оригинальный текст (иероглифами).
Что описывал автор? Результат поедания приготовленного алхимического золота и киновари, о чем собственно и вся 4 глава Баопу-цзы. С Тремя Свершениями (三成) ТЦЦ Ветер-Гром приведенный отрывок не имеет ничего общего.
Какие реальные явления? Реальные отравления принимающих алхимические яды, и последующая затем мучительная смерть, которую как раз и называли "освобождением от трупа"
Даже в то время, когда создавался Баопу-цзы (а это 317—320 годы), сам Гэ Хун пишет, что не нашел никого, кто бы успешно достиг бессмертия (в этой же 4 главе):
Я спрашивал всех этих даосов об одушевленной киновари и золотом растворе, о письменах Трех государей, а также о способах призывания духов Неба и демонов Земли. Однако так и не нашел никого, кто знал бы об этом. Своей похвальбой и хвастовством они обманывали людей, говоря, что сами давно достигли долголетия. Кроме того, они утверждали, что странствовали вместе с бессмертными. Таково большинство их. Достаточно знающих же среди них крайне мало. Те же, кто слышал о золоте, киновари, ничего не говорили о том, что ныне кому-то удалось обрести их. Они говорили, что только в совершенной древности таким образом становились бессмертными, только тогда можно было научиться способам его обретения. Некоторые из этих людей используют ложную магию, но не имеют канонических книг. (Перевод Торчинова Е. А.)
Правда далее он приводит массу рецептов, как варить золото и киноварь. Годы жизни Гэ Хуна 283—343, но даосская традиция конечно же считает его святым бессмертным.
По легенде, перед смертью Гэ Хун срочно вызвал Дэн Юэ, но тот задержался, и прибыл на гору, когда Гэ Хун был уже мёртв. Дэн Юэ, открыв гроб, обнаружил, что тело Гэ Хуна остаётся лёгким и гибким без признаков трупного окоченения или одеревенения. А потом, во время похорон, ученики удивились лёгкости гроба, открыли его и увидели, что гроб пуст. Гэ Хун вошёл в даосский пантеон как бессмертный (шицзесянь, «освободившийся от трупа»), получивший бессмертие через смерть и воскрешение.
Он улетел, но обещал вернуться... (с)